Ремонт систем антикоррозионной защиты нового поколения, сопровождающийся окраской моста.
Нередко встречается такая ситуация, когда защитное покрытие стальных конструкций отслаивается уже после первой зимы с момента сдачи объекта в эксплуатацию и сопровождается дальнейшим отслоением.
Сложные поверхности для марок эмалей ХС-436 или состава ХС-500.
Оговоримся, что в данном случае речь идет о покрытии, состоящем из цинкового слоя, нанесенного методом термического напыления, обработанного низкомолекулярным эпоксидным уплотнителем, промежуточного эпоксидного ЛКМ с пластинчатым наполнителем и алифатической полиуретановой краски для верхнего слоя.
Экспертиза установила одинаковую толщину пленки в местах отслаивания и на цельных участках, которая незначительно отличалась от толщины пленки по спецификации. Но отмечены были большие расхождения в адгезии Пк, участки очень хорошей и очень плохой адгезии были случайными.
Текущий ремонт системы Пк в данном случае предполагает применение рамочной технологии:
— абразивная очистка поверхности водой с гранулометрическим составом 0,2-04 мм (подбирается опытным путем), целью которой является полное удаление Пк,
— нанесение промежуточного слоя, отличающегося по цвету от первоначального Пк, с условием предварительной подправки покрытия на кромках,
— фиксация толщины Пк на всех поверхностях – 10 измерений на каждые 100 кв.м.,
— восстановление нужной толщины промежуточного слоя в соответствии с данными спецификации,
— нанесение наружного слоя Пк, толщина которого определяется согласно спецификации.
В ходе ремонтных работ применяются те же ЛКМ, которые были использованы при первоначальной обработке.
Серьезными проблемами, сопутствующими выполнению текущего ремонта систем антикоррозионной защиты мостов, могут стать:
— значительные различия результатов, полученных методом отрыва и методами решетчатого надреза при испытании адгезии Пк,
— невозможность добиться эффекта шероховатой поверхности по причине высокой твердости полиуретанового Пк,
— невозможность избирательно удалить Пк,
— вспучивание краев предшествующего наружного слоя пленки Пк, отличающегося хорошей адгезией, при перекрашивании той же краской.
В результате удаления наружного слоя Пк могут быть выявлены следующие дефекты:
— отслоение предшествующего слоя цинкового Пк по причине некачественного его нанесения методом термического напыления,
— полное отсутствие цинкового Пк на небольших участках, швах, элементах,
— в тех местах, где наружный слой Пк имел самую низкую адгезию, может наблюдаться отсутствие шероховатости промежуточного слоя,
— эффект пыления пленки даже после многократной обмывки и обеспыливания (степень 4-5 по EN ISO 8502-3), что может привести к отсутствию адгезии после перекрашивания,
— эффект «просадки», «проседания» промежуточного слоя, что опять-таки может значительно ухудшать адгезию на данных участках.
В некоторых случаях утончение цинковой пленки, отсутствие промежуточного слоя, его «просадку» можно компенсировать путем увеличения толщины цинкового Пк до показателя не менее 120 мкм с помощью красочного состава с содержанием цинка в сухой пленке не менее 95% масс. в углеродном связующем. Или путем увеличения толщины Пк до показателей толщины по спецификации при нанесении необходимого количества краски промежуточного слоя.
Подводя итог сказанному, мы можем сделать следующие выводы:
- объем и стоимость ремонтных работ могут быть значительно увеличены, так как текущий ремонт антикоррозионной системы вскрывает те дефекты, которые имели место при выполнении антикоррозионной защиты,
- во многих случаях нецелесообразно прибегать к выполнению трудоемких, дорогостоящих работ по антикоррозионной защите (таких, как нанесение цинкового Пк методом термического напыления), если не представляется возможным обеспечить соответствующий надзор за выполнением таких видов работ,
- лишь высокий профессионализм производителей современных материалов, проектантов, инспекторов надзора, исполнителей работ и глубокие знания ЛКМ нового поколения могут гарантировать получение системы с высокой долговечностью,
- по мнению специалистов, проведение пробного опережающего ремонта (с опережением не менее чем на 1 год) позволит выявить совместимость новой системы защиты с системой, частично оставленной на поверхности конструкции,
- существенную помощь во время проведения текущего ремонта могут оказать консультации со стороны производителя ЛКМ нового поколения, а участки сравнения на характерических местах послужат базой для предоставления гарантий на применяемые материалы.
Перспективы развития данного направления – это разработка антикоррозионной защиты для стальных мостов, долговечность которой составит не менее 100 лет, и увеличение долговечности наружного слоя до аналогичных показателей промежуточных слоев Пк.
С применение современных материалов,отличных от эмалей ХС-759.