Однако дальнейшему развитию отечественного рынка угрожают китайские и турецкие производители
Антироссийские санкции и уход иностранных игроков с рынка химической промышленности помогли российским производителям лакокрасочной и прочей специальной химической продукции нарастить объемы производства. Так, согласно данным Росстата, по итогам 2023 г. по сравнению с 2022 г. оборот организаций, занимающихся производством химических веществ и химических продуктов, вырос на 16,1% и достиг 6,38 трлн руб. Выпуск лакокрасочных материалов на основе полимеров увеличился за год на 9,3% до 1,585 млн т, других лакокрасочных покрытий, художественных и полиграфических красок — на 17,2% до 598 000 т.
По словам генерального директора «Компании О3» (выпускает огнезащитные, антикоррозионные и архитектурные покрытия) Григория Шифрина, в последние два года отечественную химическую отрасль стимулировала тенденция к снижению импорта. И сегмент промышленной лакокрасочной продукции не стал исключением.
«В 2022 г. шла активная перестройка всего рынка. По данным ОАО «НИИТЭХИМ», потребление ЛКМ упало на 5,8%. При этом структура внутреннего рынка по уровню потребления разных видов ЛКМ практически не изменилась, поэтому производство снизилось незначительно», — отметил он.
«Мы заместили материалы, внесенные в крупные промышленные и инфраструктурные проекты, где ранее использовались продукты от иностранных производителей — Hempel, Jotun, PPG и др.», — добавил Шифрин.
Руководитель образовательной программы «Экономика» Президентской академии Института управления РАНХиГС в Санкт-Петербурге Дмитрий Десятиченко считает, что в любом сегменте бизнеса уход части игроков с рынка, безусловно, улучшает конкурентные позиции оставшихся. «В этом плане ключевые отечественные производители, безусловно, получили определенный карт-бланш», — тоже отмечает ученый.
Перспективные сегменты
По словам Шифрина, отечественным производителям уже удалось в значительной степени заполнить своей продукцией отдельные ниши. «На пленарной сессии в рамках выставки «Интерлакокраска-2024″ представители Минпромторга приводили актуальные цифры. По их данным, на 30-40% российское сырье присутствует в разделе смолы, наполнители и растворители. По остальным позициям доля импорта по-прежнему выше и составляет 90-100%. Особенно это ощутимо в пигментах, в том числе и антикоррозионных», — отметил он, добавив, что отечественные производители сегодня активно поставляют лакокрасочные материалы для промышленного строительного сегмента, а также для инфраструктурного строительства. Растет спрос на антикоррозионную и огнезащитную краски, который напрямую зависит от выпуска металлоконструкций. По итогам 2023 г. на фоне растущего спроса «О3-Коутингс» смог увеличить долю на рынке огнезащитных материалов до 15%, добавил Шифрин. Также перспективно направление порошковых покрытий и типографских красок. В лучшую сторону меняется ситуация с покрытиями для судов и авиациии.
Однако по отдельным направлениям внутри рынка ситуация с импортом остается довольно серьезной. В частности, речь идет о выпуске покрытий для автомобильной отрасли, которые сложно импортозаместить. Доцент кафедры экономики РАНХиГС Санкт-Петербург, руководитель магистерской программы «Финансовые инструменты в экономике» Артем Голубев отмечает, что на данный момент спрос на лакокрасочную продукцию со стороны автопроизводителей невелик, но он будет расти по мере роста выпуска автомобилей в ближайшие несколько лет. «Юго-Восточная Азия и, возможно, ближний Восток, где развита нефтехимическая промышленность, в перспективе могут стать странами для поставки такой продукции в Россию. В целом и у нас за 3-5 лет наверняка смогут достичь прогресса в выпуске качественных по мировым меркам ЛКП. Однако это произойдет при участии иностранных партнеров», — считает он.
Нарастающий импорт
При этом на рынке производителей ЛКП, несмотря на уход части иностранного бизнеса, остается довольно высокая конкуренция. Часть производителей после ухода иностранного менеджмента смогли локализоваться в России. Например, Teknos, Jotun, Hempel и др. — заводы, которые перешли в собственность российских владельцев. Но не все эти компании смогли сохранить за собой долю рынка и восстановить объемы производства. «Конечно, тут все зависело от того, насколько быстро произошел переход собственности, и что было приобретено в итоге — имущественный комплекс с оборудованием или работающий бизнес с квалифицированными кадрами, клиентской базой и рецептурами основных продуктов. Каждый справился с задачей по-своему», — поделился своим мнением Шифрин.
Активную конкуренцию российским производителям уже сейчас формируют поставщики из дружественных стран. По данным ОАО «НИИТЭХИМ», в снижающемся потоке импортного сырья и ЛКМ растет доля Китая и Турции. Импорт готовой продукции из Китая в 2022-2023 гг. вырос почти в 2 раза по сравнению с 2021 г. Также существенно вырос импорт из Турции. «Но из Китая больше всего везли замазки, шпатлевки, типографские краски и водные лакокрасочные материалы. Импорт неводных лакокрасочных материалов по тоннажу не изменился. В цене наблюдается прирост, и причины этого очевидны. По данным агентства MarketGuide, импорт водных и неводных неогнеупорных составов на территорию России упал в тоннаже на 30%. «Соответственно, в нашем сегменте конкуренция с Китаем по готовой продукции пока незаметна», — заметил Шифрин.
Но Десятиченко добавляет, что китайские производители еще составят конкуренцию российским. «Перспективы массового прихода китайских ЛКМ и поставки их компонентов, которые в условиях занятого ранее европейцами рынка были весьма туманны, теперь становятся более реалистичными. В среднесрочной перспективе это может даже ухудшить возможности эффективно конкурировать для мелких и средних отечественных производителей. Относительно защищенными могут быть лишь производители узкоспециализированной продукции. Поэтому стоит учитывать, что окно возможностей для развития и занятия рынка у отечественных разработчиков и производителей ЛКМ не такое большое», — отметил эксперт.
На российский рынок уже нацелились и производители из стран ближнего зарубежья, в которых может быть оперативно расширено производство аналогичной продукции. И себестоимость их товара может оказаться ниже, чем ранее была в России.
Путь для развития
По мнению Голубева, основная борьба, которая в перспективе развернется на российском рынке, — это борьба за качество. «Уход иностранных поставщиков с российского рынка, конечно, негативно отразится на качестве и количестве продукции. В полной мере качественно «импортозаменить» едва ли удастся в ближайшие годы. Для этого нужны технологии, многими из которых наши компании не располагают. А замена в виде китайской продукции, очевидно, не будет равноценной», — поясняет он.
Замещение чужих технологических решений — вопрос времени и инвестиций, считает Десятиченко. По его мнению, один из путей развития отрасли будет связан с переориентацией на компонентную и технологическую базу китайских производителей и поставщиков. Но он также прогнозирует и развитие существующих и перспективных отечественных разработок и решений, а также занятие ими новых ниш на основе объективных конкурентных преимуществ. Его позицию разделяет и Шифрин.
Для справки: Название компании: НИИТЭХИМ, ОАО Адрес: 117420, Россия, Москва, ул. Наметкина, 14, корп. 1 Телефоны: +7(495)3320416; +7(495)3318800 E-Mail: Web: Руководитель: Аминев Салават Хурматович, генеральный директор
Для справки: Название компании: О3-Коутингс, ООО Адрес: 121205, Россия, Москва, ИЦ Сколково, ул. Нобеля, д. 1 Телефоны: +74957868935 E-Mail: Web: Руководитель: Гарустович Ирина Викторовна, генеральный директор