







01/08
В ТПП РФ состоялось заседание Комитета по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в формате предсъездовских дискуссий «Стратегия, кадры, инфраструктура». Модератором выступил председатель Комитета, генеральный директор АО «Экспоцентр» Максим Фатеев.
«Наша главная задача — выработать общую позицию Комитета и определить, какие инициативы мы будем рекомендовать включить в материалы Съезда Торгово-промышленной палаты Российской Федерации», — отметил Максим Фатеев, открывая обсуждение.
В своем выступлении глава профильного Комитета ТПП РФ дал оценку изменениям последних лет. Он напомнил, что утверждены Стратегия развития отрасли до 2030 года и «дорожная карта», на базе ТК-163 сформирован пакет национальных и межгосударственных стандартов, в закон о промышленной политике введено определение конгрессно-выставочного мероприятия, Минпромторг России подготовил методические рекомендации для регионов.
В числе предложений, представленных председателем Комитета, — расширение перечня объектов для соглашений ГЧП/МЧП и концессионных соглашений за счет включения конгрессно-выставочных центров.
Исполнительный директор РСВЯ Елена Ублиева предложила уточнить правила льготного финансирования строительства и реконструкции многофункциональных комплексов. Она подробно рассказала о проработке мер финансирования участия МСП в выставках в связке с программой «Сделано в России» и РЭЦ, о внедрении региональных мер поддержки делового туризма — на примере Санкт-Петербурга. Елена Ублиева также отметила важность юридической определенности при работе с персональными данными. Отрасли нужны официальные разъяснения Роскомнадзора, чтобы избежать разнотолков и штрафов, подчеркнула она.
Заместитель председателя Союза «ТПП Республики Татарстан», гендиректор ООО «ТАТЭКСПО» Марат Ахматов затронул тему признания отрасли инфраструктурой федерального значения и предложил комплекс инструментов господдержки — от субсидий и налоговых льгот для модернизации площадок до участия в федеральных фондах. Также он обратил внимание на переход к электронному таможенному оформлению экспонатов и оборудования.
Советник Фонда «Росконгресс», руководитель конгрессно-выставочного Альянса ТПП Санкт-Петербурга Слава Ходько призвал уточнить цели и терминологию Стратегии: зафиксировать предпринимательский и сервисный характер отрасли, не сужать ее лишь до экономических задач, а также увязать «региональные» меры с реальной потребностью в инфраструктуре. Он также отметил, что карта отраслевой инфраструктуры должна включать ИТ-компонент, сообщил о проектах «Росконгресса» по внедрению ИИ и пригласил коллег к участию в предстоящих дискуссиях о стандартах и цифровой трансформации.
Первый заместитель генерального директора АНО «Казань Экспо» Игорь Астафьев, в свою очередь, отметил, что в отрасли уже есть разрозненная «база знаний» (школы, курсы, наработки ТПП и крупных операторов), которую важно систематизировать и довести до единого комплекса, усилить обучение гос- и муниципальных управленческих команд на федеральном уровне и закрывать острый кадровый дефицит программами, дающими хотя бы минимальный набор практических навыков для входа в профессию.
Директор Департамента коммерческих отношений и развития бизнеса «Крокус Экспо» Петр Тутарашвили подчеркнул, что «цифровая трансформация» отрасли не сводится к IT-софту: организаторы сами вкладываются в рабочие цифровые продукты, но ключевой барьер — доступ к данным из-за ограничений по персональным данным, что напрямую сказывается на качестве мероприятий. Одновременно он призвал осторожно подходить к строительству площадок, различая потребности в компактных конгресс-центрах и полноценных выставочных центрах, и сначала формировать подтвержденный спрос, а уже потом строить объекты.
Вице-президент Ассоциации глобального развития ИИ и робототехники Оксана Дутова предложила три шага цифровой трансформации отрасли: во-первых, разработать отраслевой стандарт применения ИИ с моделью нейтрального держателя данных, чтобы избежать конфликта интересов; во-вторых, запустить практические пилотные курсы совместно с Финансовым университетом (англоязычная кафедра маркетинга) для выхода на международный уровень; в-третьих, создать информационный центр компетенций по выставочно-ярмарочной деятельности на базе ТПП РФ для аналитики и консолидации игроков.
Отдельная тема обсуждения на заседании — кадры. По оценке экспертов, дефицит специалистов острый, особенно на уровне прикладных компетенций. Проректор АНО ДПО «МИМОП» Полина Иванова предложила сосредоточиться не на запуске отдельного бакалавриата по выставочной деятельности, а на программах дополнительного образования и переподготовки на базе профстандартов.
Директор департамента конгрессно-выставочной деятельности АО «ВДНХ» Татьяна Анисимова обратила внимание участников на вопросы развития делового туризма в мегаполисах с учетом практики площадок и потребностей участников рынка. Практическим кейсом стала презентация обновленной инфраструктуры конгрессно-выставочного центра «ВДНХ-Экспо».
По итогам заседания решено доработать и утвердить «Перечень сводных предложений» с учетом обсуждения и направить его в ТПП РФ для подготовки материалов к IX Съезду. Отдельно зафиксирована договоренность о формировании «рабочих секций» в 2026 году по ключевым инициативам членов Комитета.
Пресс-служба АО «Экспоцентр»