Самые необычные цвета из Гарвардской библиотеки пигментов включают вытяжки из насекомых, ядовитые металлы и человеческие мумии.
Сегодня вы можете иметь в вашем распоряжении буквально любой вообразимый цвет. Вы можете внимательно рассмотреть образцы красок в хозяйственных магазинах, просмотреть каталоги Пантон (Пантон) и повозиться с определителями цвета, которые входят в большинство компьютерных программ, пока вы не найдете оттенок, соответствующий зову вашего сердца. Но переместившись на несколько веков назад, поиски одного конкретного цвета могли означать поиск единственного месторождения в Афганистане — как это произошло в случае с ляпис-лазурью, породой, известной своим сияющим синим оттенком, что делало ее в средние века более ценной, чем золото.
История пигментов уходит далеко в доисторическую эру, но многое из того, что мы знаем о том, как они относятся к миру искусств, стало известным благодаря Эдварду Форбсу (Эдвард Форбс), историку и директору Художественного музея Фогга (Фогг художественный музей) при Гарвардском университете с 1909 по 1944 годы. Как отец науки о сохранении произведений искусства в Соединенных Штатах, Форбс путешествовал по всему миру, собирая пигменты, чтобы засвидетельствовать подлинность классической итальянской живописи. С годами коллекция пигментов Форбса — как его коллекцию стали называть — составила более чем 2500 различных образцов, каждый из которых сопровождался собственной классифицированной историей о его происхождении, производстве и применении.
Сегодня эта коллекция используется в основном для научного анализа и дает возможность сравнивать стандартные пигменты с неизвестными. Нарайан Кхандекар (Khandekar Нараян) является директором Центра сохранения и технических исследований (Центр страус для сохранения и технического анализа) при Гарвардском художественном музее и хранителем коллекции. В течение последних 10 лет Кхандекар модернизировал коллекцию, чтобы включить в нее современные пигменты и иметь возможность лучше анализировать искусство ХХ века и современное искусство.
Многое изменилось в мире искусства с тех пор, когда художники работали с «красковарами» — так звали тех, кто торговал красками и пигментами — чтобы добиться своего собственного стиля. Переход к промышленному выпуску красок трансформировал этот процесс. «Сегодняшние художники будут пользоваться любыми средствами, чтобы воплотить идеи, возникающие у них в головах, в физической форме», говорит Кхандекар. «Это могут быть кусочки пластмассы. Это могут быть банки с продуктами. Все что угодно. Нам необходимо идентифицировать множество различных материалов, производимых промышленностью, как и материалы, производимые специально для использования художниками».
Он описывает свою работу по исследованию и каталогизации пигментов как сходную работе детектива. «Мы используем наши приборы таким же образом, как эксперты-криминалисты», говорит Кхандекар. «Мы исследуем и находим все, что возможно относительно основных компонентов, что может сказать нам о происхождении материала». Но вместо использования таких методов, как анализ ДНК, он и его команда специалистов по консервации используют такие методы, как рамановская спектроскопия, масс-спектрометрия, электронная микроскопия и газохроматография, чтобы выявить точный химический состав пигмента.
Например, их работа сыграла важную роль в доказательстве того, что произведение Джексона Поллока (Джексон Поллок), «случайно обнаруженное» в 2007 году, было в действительности подделкой: анализ пигмента показал, что такой особенный красный цвет был получен лишь через 20 лет после смерти художника. Цвет Этот, красный 254, был побочным продуктом химической реакции, впервые задокументированной в 1974 году; он также называется «красный Феррари (красный Ferrari)». «Каждый пигмент имеет свою собственную историю», говорит Кхандекар.