Химический состав пигментов красок

Название элемента хрома происходит от греческого слова «хром», что означает «цвет», «краска». Оксид хрома — лишь одно из ярко окрашенных соединений элемента № 24. На его основе готовится несколько отличных художественных красок, в том числе зеленая хромовая — самая прочная и светостойкая краска, не поддающаяся атмосферным газам.

Растертая на масле хромовая зелень обладает большой кроющей силой и способна к быстрому высыханию, поэтому с 19 века её широко применяют в живописи.

Диоксид титана — сегодня, безусловно, лидирующий пигмент. Он имеет высокую степень белизны, мелкодисперсен, легко измельчается и диспергируется (от лат. «dispersio» — «рассеяние») в как органических, так и в водных средах, к тому же весьма химически стоек. Однако он недешев, так как технология его получения из природного сырья довольно сложна: ТЮ2 -содержащий минерал при высокой температуре в присутствии угля обрабатывают осушенным хлором, а образующийся тетрахлорид титана отгоняют при пониженном давлении:

Тіо2 + 2С12 + 2С = TiCl4 , + 2ПК

затем полученный тетрахлорид титана гидролизуют, обрабатывая водяным паром:

TiCl4 + 2Н2 О = Тіо2 + 4НС1.

Этот сложный процесс воспроизвести не удастся, а вот цинковые белила вполне можно получить. К раствору соли цинка добавляют рассчитанный объем раствора щелочи:

Раствора zn2+ + 2ОН ‑ = Zп(он)2 .

После выпадения студенистого осадка гидроксида цинка для удобства выделения продукта реакционную массу кипятят 2 — 3 мин. Затем осадок отфильтровывают и просушивают 1-2 ч при температуре 150-200 °С для полного разложения гидроксида цинка и удаления влаги:
Zп(он)2 = zno и zno + Н2 О.

Оксид свинца pbo с — свинцовый глет — имеет желтую окраску, и раньше его использовали в качестве пигмента, но по интенсивности окраски он уступает свинцовому крону. Поэтому свинцовый глет как желтый пигмент сейчас не используют; он интересен как сырье для получения свинцового сурика — другой формы оксидной свинца, имеющей интенсивную красную окраску. Легенда гласит, что в глубокой древности афинский художник Никий с нетерпением ждал, когда ему привезут свинцовые белила с острова Родос. Однако долгожданный груз уничтожил пожар в Пирейском порту, а в обуглившихся бочках Никий нашел красивый красный пигмент — свинцовый сурик:

2РЬСО3 • Рb(ОН)2 — ЗРЬО + 2СО2 + Н2 О.

ПБ 3 О 4

Длительным прокаливанием, чередующимся с растиранием увлажненного порошка, можно перевести значительную часть свинцового глета (Пбо) в сурик (Pb3 О4 ).

Может быть, свинцовыми красками были писаны упоминаемые Гоголем картины: «Нигде не останавливалось столько народа, как перед картинною лавочкою на Щукином дворе. Эта лавочка представляла, точно, самое разнообразное собрание диковинок: картины большею частью были писаны масляными красками… Зима с белыми деревьями, совершенно красный вечер, похожий на зарево пожара». Не исключено, что именно свинцовый сурик обусловливал упомянутую писателем игру цветов.

Источник

Добавить комментарий